>> Метеорологи обещают калининградцам теплую неделю с небольшими осадками

>> Штрафы готовят в лизинг

>> Причины катастрофы самолета Ан-2 станут известны в марте

Барри Левинсон: 'Тем, кто принимает решения, не хватает подлинной страсти'

Сегодня в российский прокат выходит «Унижение» - новая работа оскароносного режиссера Барри Левинсона («Человек дождя», «Плутовство», «Спящие»), впервые представленная публике в прошлом году в Венеции. Фильм, основанный на одноименной книге живого американского классика Филипа Рота, остался за бортом наградного сезона, что, впрочем, ничуть не умаляет его достоинств, среди которых - одна из лучших работ Аль Пачино, сыгравшего старого актера, в жизни которого театральная слава замещается борьбой с бесконечной рефлексией, слабеющей памятью и другими возрастными проблемами. Эту роль Пачино уже назвали лучшей его работой за последнее десятилетие, говорят так же, что в «Унижении» ему удалось поднять планку игры на новую высоту. О том, как удалось найти общий язык с актером, который славится своим дурным характером, реакции на критику и возможном уходе в литературу Барри Левинсон поговорил с RS.

Чем вас привлек роман Рота?

Права на экранизацию приобрел Аль Пачино. Именно он дал мне почитать эту книгу, а я счел ее занятной и решил поставить по ней фильм.

Вам уже приходилось сотрудничать с Аль Пачино (В фильме «Вы не знаете Джека», - прим. RS); изменилось ли что-нибудь в ваших отношениях актера-режиссера? Говорят, что с ним непросто сработаться, а о его тяжелом характере ходят легенды. Почему именно Пачино оказался наиболее подходящей кандидатурой на роль Саймона Экслера, а Грета Гервиг - на роль его подруги?

Пачино был с самого начала привязан к этому проекту. Сначала нас было двое, а потом появилась и Грета. Выбор пал именно на нее, потому что, во-первых, она необычайно талантлива, а, во-вторых, у нее настоящий дар играть неординарных, трудных для понимания личностей. Мне показалось, что Пегин, ее героиня, должна быть как раз такой. А с Пачино все прошло гладко, наши рабочие отношения оказались на редкость продуктивными.

Премьера «Унижения» состоялась на Венецианском кинофестивале, в конкурсную программу которого вошел и фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» русского режиссера Андрея Кончаловского. Вы видели картину, и часто ли вам удается знакомиться с новым российским кино? Имеет ли оно, на ваш взгляд, характерные черты?

Нет, увы, у меня вообще не получалось что-либо смотреть - график был слишком плотным. Очень жаль. В последнее время крайне редко подворачивалась возможность посмотреть какой-нибудь российский фильм - здесь, в Соединенных Штатах, их почти не показывают. Что же до специфических черт - мне кажется, большинству российских фильмов, равно как и некоторым выдающимся романам, присущ своеобразный черный юмор. Меня это очень привлекает.

В «Унижении» есть момент, когда Саймон выходит из театра на улицу, дверь за ним закрывается, и он пытается войти обратно через главный вход, но охранник не узнает его и отказывается впускать. Эта сцена напомнила мне аналогичный эпизод из «Бердмэна» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, где подобный казус случился с Ригганом, героем Майкла Китона. Как вы думаете, соприкасаются ли в чем-либо ваши с Иньярриту истории о престарелых актерах, отчаянно пытающихся доказать публике и самим себе, что их еще рано сбрасывать со счетов?

Ну, я считаю, что наши работы - две разные стороны медали. Его фильм кажется мне более сатирическим, в чем-то даже фантастическим, тогда как «Унижение» - скорее, трагикомедия.

Раз уж речь зашла о «Бердмэне»: среди героев там есть вредная тетка-критик, угрожающая похоронить постановку Риггана одной-единственной негативной рецензией. А как часто вы читаете отзывы критиков на собственные фильмы и насколько вы к ним чувствительны?

Довольно редко читаю. Помню самую первую рецензию на «Забегаловку» (режиссерский дебют Левинсона, - прим. RS), которая гласила: «Забегаловка» - это мрачная и унылая драма. Ну я и подумал, если уж они могут так заблуждаться… Словом, мой интерес к чужим рецензиям постепенно стал угасать.

А что Вы думаете о повсеместно растущем интересе к римейкам и сиквелам, будь то «Звездные войны», «Парк Юрского периода» или «Терминатор»? После изучения графика релизов порой не понимаешь, какой на дворе год

Все это - элементы голливудской индустрии. Они там жить не могут без крупномасштабных блокбастеров. Мало кто обращает внимание на сценарий или особенности отношений между персонажами. А тем, кто принимает решения, не хватает подлинной страсти в производстве фильмов. Все сводится к одной проблеме - как заработать больше денег, чем в прошлом году. Кассовые сборы - вот краеугольный камень.

Персонаж Брюса Уиллиса в вашем фильме «Однажды в Голливуде» изрядно действовал на нервы героям Де Ниро (продюсер) и Туртурро (агент), отказываясь сбрить окладистую бороду. А вам приходилось сталкиваться с какими-нибудь сумасбродными выходками снимавшихся у вас актеров?

Хотел бы я, чтобы случались такие выходки! Честно! Тогда мой ответ был бы на порядок интереснее.

Вы не только снимаете фильмы, но и пишете романы. Многие режиссеры - Линч, Тарантино, Миядзаки - время от времени грозятся завязать с кино, но все равно возвращаются. А вы когда-нибудь задумывались об уходе из режиссуры, чтобы иметь больше свободного времени на другое занятие - на литературу, например?

Между романом и сценарием есть существенная разница. В книге множество сведений о персонажах дает сам нарратив, а при написании сценария ты не можешь позволить себе такой роскоши. А вообще, мне кажется, любое занятие начинается с твоего увлечения конкретным материалом. Лишь потом ты начинаешь прикидывать, как будешь его обрабатывать и что делать дальше.