«Этим утром я получил официальный доклад главы Национального комитета по безопасности на транспорте (НКБТ) о том, что в 7.11 по времени Западной Индонезии (3.11 мск) нам удалось поднять часть 'черного ящика', известную как бортовая система регистрации полетных данных», - цитирует спасателя интернет-портал Detik.com.
Водолазы подняли «черный ящик» разбившегося в Яванском море лайнера
«Это (точность опознания поднятого объекта) подтверждается тем, что на нем имеется табличка с серийным номером», - подчеркнул Сулистьо. Он добавил, что найденный регистратор находился на дне на примерно 30-метровой глубине среди обломков крыла самолета. В настоящее время он уже передан следователям НКБТ.
По словам главы Basarnas, боевые пловцы пока не обнаружили речевой самописец. «Теперь наша главная задача - найти бортовой регистратор переговоров в кабине экипажа», - заключил он.
Ранее геодезический эксперт индонезийского Управления по оценке и применению технологии Имам Мудита (Imam Mudita) заявил, что суда на поверхности принимали два раздельных сигнала бортовых самописцев, которые исходили из двух точек на расстоянии 20 метров друг от друга. Поэтому можно надеяться, что речевой самописец находится где-то поблизости от места обнаружения параметрического регистратора.
Самолет Airbus компании AirAsia вылетел из индонезийского города Сурабая в Сингапур рано утром 28 декабря и менее чем через час полета пропал с экранов радаров, не подав предварительно сигналов бедствия. На борту были 162 человека (в подавляющем большинстве - граждане Индонезии), все они погибли.
Ход работ
В настоящее время индонезийские боевые пловцы продолжают искать вторую часть «черного ящика» разбившегося лайнера - бортовой регистратор переговоров в кабине экипажа. Погода утром в понедельник «в целом благоприятна» для подводных работ, заявил Лукман Солех (Lukman Soleh) - начальник метеорологической службы базы ВВС Индонезии в городе Панкаланбуун, которая стала штабом поиска. Во время сезонных штормов в Яванском море это означает на практике низкую облачность, дождь силой от легкого до среднего, волны высотой полтора-два метра, скорость ветра 7-15 узлов, а течения на поверхности - 5-15 сантиметров в секунду, однако в предшествующие дни погода была еще хуже.
Подводники также проверяют те места в зоне катастрофы, где участвующие в поиске суда сообщали ранее о возможном обнаружении крупных фрагментов фюзеляжа. За более чем две недели операции их было зарегистрировано не менее восьми (самый крупный имел габариты 18 на 5,4 на 2,2 метра) - причем до сих пор нет полной уверенности относительно того, где лежит основная часть корпуса самолета.
Не снижает темпов и поиск останков жертв - согласно последнему заявлению штаба операции на базе ВВС Индонезии в городе Панкаланбуун на острове Калимантан (Борнео), вертолеты сейчас прочесывают прибрежную полосу, тогда как самолеты работают в глубине.
На этот момент в Сурабаю, откуда лайнер вылетел в последний рейс, возвращены тела 48 жертв катастрофы. Там работают свыше 200 судмедэкспертов, занятых идентификацией останков, и на этот момент уже опознаны 32 жертвы. Глава национальной полиции Индонезии генерал Сутарман (Sutarman) заявил ранее, что все найденные останки будут идентифицированы, в каком бы состоянии они не находились.
Причины пока неизвестны
По словам экспертов НКБТ Индонезии, которым предстоит заниматься анализом данных «черного ящика», он будет доставлен в столицу Индонезии Джакарту, где для полного извлечения из него информации потребуется до двух недель. Однако если самописец сохранился в хорошем состоянии, предварительные данные могут быть получены уже через два дня.
Разбившийся Airbus вылетел из Сурабаи в 05.36 по времени Западной Индонезии (01.36 мск), а в 06.16 пилот запросил разрешение на изменение курса и высоты полета в связи с погодными условиями. Он получил разрешение на обход облачности, но не набор высоты, так как в том же районе находились и другие самолеты. В 06.18 авиалайнер пропал с экранов радаров, не подав предварительно сигналов бедствия. В тот момент он находился примерно в ста морских милях к юго-востоку от городка Танджунгпандан в индонезийской провинции Банка-Белитунг.
На этот момент причины катастрофы неизвестны. Однако Национальное управление метеорологии, климатологии и геофизики (НУМКГ) Индонезии, которое провело специальное исследование по этому вопросу, считает, что погодные условия по маршруту рейса почти наверняка сыграли роль «спускового крючка». «На протяжении всего маршрута погода была облачной. Эти облака были различных типов, в том числе и кучево-дождевые, которых самолетам следует остерегаться. Именно в том месте, где был утрачен контакт с авиалайнером, наблюдались плотные облака на высоте 16 тысяч метров», - подчеркнул глава Центра транспортной метеорологии НУМКГ Шамсула Худы (Syamsul Huda)
«Самолет находился в хорошем состоянии, однако погода была не слишком благоприятной», - заявил сразу после катастрофы гендиректор управления воздушного транспорта индонезийского Минтранса Джоко Мурьяатмоджо (Djoko Murjatmodjo). По заявлению Air Asia Indonesia, пропавший лайнер в последний раз проходил техобслуживание 16 ноября, а его капитан имел свыше 20 тысяч часов личного налета, в том числе 6,1 тысячи именно на A320.
Созданная в 2004 году PT Indonesia AirAsia является дочерней компанией ведущего лоукостера Азии - малайзийской AirAsia Berhad, однако последней принадлежит лишь 49% акций перевозчика. Индонезийское законодательство запрещает мажоритарное владение иностранцами акциями местных авиатранспортных компаний, и оставшиеся 51% находятся в собственности индонезийской Fersindo Nusaperkasa. С момента начала деятельности в 2002 году и до катастрофы в Яванском море ни AirAsia Berhad, ни ее филиалы в Индии, Индонезии, Таиланде и на Филиппинах еще не теряли ни одного самолета.