>> Новосибирский рецидивист организовал наркопритон в квартире, где проживал вместе с матерью

>> Критические замечания полетят в адрес хабаровских кинотеатров и цирка

>> Ученые создали шоколад для борьбы с морщинами

Продление ареста пришлось не к месту

Следователи ГСУ СКР просили суд оставить под стражей до 15 мая замначальника дистанции капитального ремонта службы пути ГУП «Московский метрополитен» Алексея Трофимова и старшего мастера службы пути ГУПа Валерия Башкатова. На следующий день было назначено рассмотрение аналогичного ходатайства в отношении двух оставшихся обвиняемых - помощника дорожного мастера Юрия Гордова и Анатолия Круглова, замдиректора компании «Спецтехреконструкция», проводившей монтаж стрелок в метро.

Все они обвиняются в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена, повлекшем смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ). Обвиняемые, как сообщал «Ъ» еще в декабре прошлого года, начали ознакомление с 113 томами уголовного дела. При этом материалы в отношении четверых фигурантов были выделены в отдельное производство из «базового» дела о катастрофе, которое СКР расследуется в отношении «неустановленного круга лиц».

Между тем 15 января истекает предельный срок содержания под стражей для всех обвиняемых. Инкриминируемая им ч. 3 ст. 263 УК РФ предусматривает до семи лет лишения свободы, но относится к категории средней тяжести, так как преступление является неумышленным. А максимальный срок ареста по таким делам составляет всего шесть месяцев. Согласно ст. 109 УПК, он может быть продлен только в исключительных случаях из-за сложности дела или же в том случае, если обвиняемые затягивают ознакомление.

Как сообщил «Ъ» адвокат Валерия Башкатова Сергей Князькин, именно на последнее обстоятельство и обратили внимание представители ГСУ СКР, объяснив, что на данный момент прочитаны только 18 томов из 113 имеющихся в деле, предоставив некие графики ознакомления.

«Кроме того, суду были предоставлены рассекреченные данные рапорта некоего оперативного сотрудника о том, что, выйдя на свободу, как мой подзащитный, так и Трофимов собираются скрыться от суда и следствия», - пояснил защитник. По его словам, он и его коллеги, в свою очередь, заверили суд в том, что готовы дочитать оставшиеся тома дела за два дня. По словам господина Князькина, все самые важные материалы уже изучены, а оставшиеся тома - это результаты медицинских экспертиз повреждений, полученных потерпевшими, которые не имеют большого значения для защиты при рассмотрении дела в суде.

Отдельно защита сообщила: им объявили о грядущем рассмотрении ходатайства о продлении ареста еще 28 декабря. А согласно решению пленума Верховного суда, следствие обязано детально обосновывать свои доводы о затягивании ознакомления.

«В тот же день я отправил факс в СКР с информацией о том, что нам достаточно двух дней еще до наступления Нового года, чтобы дочитать все материалы»,- пояснил юрист, отметив, что, таким образом, говорить о затягивании изучения материалов именно защитой не приходится.

В результате судья Юлия Сафина, более двух часов готовившая постановление, приняла соломоново решение. Она приобщила к делу как документы следствия, так и материалы защиты, но постановила: решать вопрос о продлении сроков содержания вправе только Мосгорсуд.

«Таким образом, у СКР есть только три дня, чтобы направить в МГС свое ходатайство, иначе уже 15 января мой подзащитный и другие обвиняемые должны быть освобождены»,- пояснил Сергей Князькин. При этом он предположил, что в отношении господ Гордова и Круглова в Басманном суде заседания во вторник уже не будет.

Представители защиты подчеркнули, что их клиенты по-прежнему настаивают на своей невиновности. По их словам, обвинение строится исключительно на выводах комплексной железнодорожно-технической экспертизы. «Но в ней не нашли отражения выводы независимой экспертизы, а вторая версия о неисправности подвижного состава была выхолощена»,- заявил Сергей Князькин.

Напомним, что, по официальной версии, поезд «Русич» сошел с рельсов и врезался в стену тоннеля на перегоне между станциями «Парк Победы»-"Славянский бульвар" Арбатско-Покровской линии из-за грубого нарушения правил безопасности и инструкций при монтаже стрелки, направляющие которой просто замотали проволокой вместо надлежащего крепления. Вместе с тем, как сообщал «Ъ», ряд экспертов не исключал возможности того, что поезд мог потерпеть аварию из-за попадания под него деталей, вывалившихся из шедшего впереди состава. Об этом, в частности, могли свидетельствовать свежие сколы на бетонных шпалах, обнаруженные на путях еще до места аварии.

Владимир Баринов