Национальное управление безопасностью движения на трассах (National Highway Traffic Safety Administration, NHTSA, агентство при Минтрансе США) запустило кампанию по борьбе с водителями, использующих мобильные телефоны для набора сообщений во время вождения. Компания называется «U Drive. U Text. U Pay». С 10 по 15 апреля федеральные и местные полицейские будут усиленно штрафовать нарушителей. Сотрудники полиции уже проходят обучение, как контролировать водителей. Применяются разные техники контроля, в том числе скрытые: полицейские, к примеру, ездят по дорогам на внедорожниках без спецраскраски и на грузовиках, заглядывая в салон к водителям (при этом ведется видеосъемка). Не исключено, что в перспективе этот вид нарушения смогут определять специальные радары. По данным NHTSA, в 45 штатах полицейские штрафуют всех водителей за набор сообщений во время вождения, в 38 штатах запрещено пользоваться телефонами только водителям-новичкам. Самый маленький штраф - в штате Калифорния ($20), самая жесткая санкция - на Аляске ($10 тыс. штрафа или один год тюрьмы).
Одновременно с этим власти США потратят около $5 млн на семидневную пропагандистскую кампанию на ТВ, радио и в интернете, в ходе которой жителям объяснят опасность такого рода нарушений. В частности, на телевидении будут транслировать вот такой ролик на английском и испанском языках.
Проблемой использования телефонов за рулем в США активно занимаются последние десять лет. За это время вышло несколько научных исследований о явлении, которое называется distracted driving (рассеянное, отвлеченное вождение). «Отвлеченное вождение убивает, для него нет оправданий, это нужно остановить, - заявил секретарь NHTSA Энтони Фокс.- Набор сообщений во время вождения может стоить кому-то жизни». По данным агентства, в 2013 года в США 3,1 тыс. человек погибли и 424 тыс. были ранены из-за того, что водители не смотрели на дорогу и в результате попали в ДТП. 10% водителей в возрасте от 15 до 19 лет, по данным NHTSA, попали в аварии, так как набирали сообщения в телефоне. «Молодые люди должны понимать всю опасность, прежде чем они убьют себя или кого-нибудь другого, - говорит администратор NHTSA Марк Розенкайнд.- Нужно, чтобы родители подавали правильный пример своим детям».
О проблеме использования телефонов за рулем говорят и российские власти. Но в РФ контролировать поведение водителей за рулем довольно сложно, заявлял в интервью «Ъ» начальник ГИБДД РФ Виктор Нилов. «Мы живем в XXI веке, и по мере развития технологий все больше будет появляться вещей, которые будет трудно объективно контролировать, - говорил он.- Да, проблема использования электронных средств и гаджетов очень актуальна. Сегодня мы не можем статистически подкреплять данные о рисках в результате использования этих устройств. Пока мы можем говорить, что население гаджетами злоупотребляет: и в школе, и в транспорте, и на ходу люди идут и набирают SMS. Это элемент жизни. Что касается контроля, объективность действий наших сотрудников часто подвергается сомнению. Поэтому отдать инспектору сегодня право определять вину водителя, базируясь на том, что он видел, пока не получается - общество это не поддерживает. А других средств контроля, кроме визуального, пока мы не придумали». Первый зампред комитета по госстроительству Госдумы Вячеслав Лысаков, в свою очередь, еще в марте 2015 года предлагал ввести штраф за «любые манипуляции с гаджетами». Сейчас в КоАП РФ предусмотрена статья, запрещающая говорить по мобильному телефону без применения hands-free: штраф составляет 1,5 тыс. руб.
Иван Буранов